Ювелирные изделия средневековья
Ювелирные изделия всегда были неотъемлемой принадлежностью членов королевской семьи, выделяя их среди остальной части населения. В особенности в эпоху Ренессанса талантливые золотых дел мастера создавали великолепные ювелирные изделия для титулованных и прочих привилегированных особ.
Ренессанс
Как Генрих VIII, так и Франциск I потратили целые состояния на ювелирные изделия, выставленные во время показа золотых тканей в 1520 году и затем в 1532 году, когда английский и французский монархи встретились в Кале.
Покровительство со стороны королевского двора подняло ювелирное дело до уровня утонченного искусства, потому изготовить и продать ювелирные изделия могли только самые известные мастера. Знаменитые художники, такие, как Ганс Гольбейн и Джулио Романо в Италии, нанимались для украшения ювелирных изделий так же, как и для росписи фресок и масляной живописи. Мастера уровня Бенвенуто Челлини доводили традиционную технику эмали, гравировки и литья до совершенства. Хотя единственная подлинная из сохранившихся работ Челлини представляет собой по существу не ювелирное изделие, а украшенный драгоценными камнями предмет — солонку, которая ныне находится в Музее истории искусства в Вене, и она ясно показывает его энергичный, скульптурный стиль.
Под влиянием Челлини ювелирные изделия украшались драгоценными камнями, моделировались в круге, на ярком фоне вместе с эмалями и украшались молочно-белым жемчугом; не доминируя в композиции, драгоценные камни служили лишь декоративными акцентами. Эти ювелирные украшения не только отражали в себе христианские мотивы и личные чувства художника, как обычно и было в средние века, но несли в себе влияние античности, являясь часто иллюстрациями из классического искусства, мифологии и истории.
Искусство камеи
Возродилось также древнеримское искусство резных камей и гравировки инталий по твердому камню (например, ониксу и сардониксу). Проходившие обучение в Риме, Флоренции и Милане, резчики камей отправлялись на север Альп и основывали мастерские в Праге, Париже и Лондоне. Они внесли современность в классические мотивы, добавив к ним эпизоды из Библии, изображения Христа, девы Марии и святых, а также портреты прославленных современников. Уровень выполнения этих работ был чрезвычайно высок, камни гравировались знаменитыми мастерами, такими, как Алессандро Чезати, сравнимыми с мастерами Римской империи.
Ювелирные украшения для головы
В своей “Автобиографии” Челлини писал о том, что у дворян в 1524 году существовала мода прикалывать небольшие золотые медальоны собственного изобретения к верхним полям шляпы. Он сам делал подобные украшения и описывал, насколько трудно было уместить миниатюрные фигуры в круг и затем раскрасить их разноцветными эмалями. Некоторые из них сохранились до настоящего времени; обычно в них иллюстрируются сцены из Библии или мифологии.
Женщины продевали нити жемчуга в волосы или помещали ювелирное украшение в центре над бровями. В середине века были в моде повязки, украшенные драгоценными камнями, перемежающимися с жемчугами, известные, как верхний и нижний убор. Они обвязывались вокруг задней и передней части головы. Затем последовала мода на длинные, нарядно украшенные шпильки для волос, с драгоценными камнями наверху, и плюмажи (высокие броши, помещенные сбоку пышной прически). На протяжении большей части этого периода уши были покрыты волосами или капором, поэтому серьги обычно не носили. Немногие изображенные на портретах и упомянутые в описях представляли собой сережки грушевидной формы, которые привешивались к золотым кольцам, подвескам в виде колокола и гроздям золотистого винограда, прикрепленным к бантам.