Французская мебель восемнадцатого века
В наши дни у истинных ценителей старины неповторимая французская мебель прошлых веков весьма востребована, поэтому подобный антиквариат, состоящий из старинных гарнитуров и всевозможных элементов обстановки пользуется постоянным спросом.
Немного из истории направлений и стилей дизайна мебельного производства Франции
“Все мы произошли от Виолетт-ле-Дюка”, писал в 18 веке архитектор и дизайнер Уильям Бурджес, имея в виду неоготическую школу английских дизайнеров. Эжен Виолет-ле-Дюк был французским архитектором, посвятившим большую часть своей карьеры реставрации готических зданий. Он также проектировал мебель в готическом стиле для замков Пьерфон и Роктайад, но в проектировании пользовался археологическим подходом, и его мебельные проекты не отличались ни выразительностью, ни оригинальностью. На Бурджеса и его друзей произвели большое впечатление книги Виолет-ле-Дюка, особенно его “Словарь французской мебели”.
Виолет-ле-Дюк оказал значительное влияние на художника-графика Эжена Грассе, который проектировал мебель для Шарля Жилло, владельца типографии, где печаталось большинство трудов Грассе. Комплект мебели, выполненной между 1879 и 1885 годами из дуба и грецкого ореха, был декорирован барельефной резьбой и деталями из чугуна, но наиболее характерной ее чертой было ясное подчеркивание конструкции — стретчеры, опоры и поддерживающие скобы придавали ей живость и рельефность форм.
В Париже большинство архитекторов почивали на лаврах, приобретенных в течение 18 и начале 19 века. Они продолжали делать мебель, богато украшенную позолотой, серебром, украшениями в стиле “буль” (медная и черепаховая инкрустация) и металлическими вставками. Ренессанс, стили Людовика XV и Людовика XVI сохраняли популярность на протяжении второй половины 19 века; ренессансная мебель часто украшалась скульптурой. В необычной мебели, созданной скульптором Рупертом Карабином, в резных обнаженных женских фигурах присутствовал элемент пародии, и эти фигуры с их физическими пороками и непристойными позами были далеки от идеализированных классических дев и атлетов, часто ассоциирующихся с ренессансным декором.
Восточные влияния
По-своему ушел от следования историческим стилям парижский мебельный мастер Габриэль Виардо. Начиная с 18 века во Франции пользовались успехом китайские безделушки, и некоторые мебельные мастера, такие, как Жиру, Сормани и Дювинаж, современники Виардо, делали мебель, обычно из розового или черного дерева, спроектированную и декорированную в восточном вкусе: с полками, вздернутыми кверху на концах, ножками в виде завитков, и искусно орнаментированную слоновой костью, лаком и эмалями. Восточное творчество Виардо было оригинально и фантастично, в нем соединялось сложное асимметричное расположение полок, скульптурных бронзовых драконов и лакированных панелей. В качестве источников он пользовался не только китайскими и японскими формами и орнаментами, но также искусством французской колонии Вьетнама.